Вопросы к корпусу: конкурс «Русский язык по данным корпуса» (2010 год)

Первое место — Виталий Егоров и Марина Свищева.
Второе место — Алла Дуденкова, Ирина Наместникова, Ольга Фазылова и Степан Харин.
Третье место — Яна Зайцева, Денис Корнилов, Екатерина Макарова, Никита Петров и Ольга Шиленко.

Задание 1

К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» рассказывал:
«Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью. Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.
Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
— Представьте себе, — говорил он, хватаясь за сердце, — иду я сегодня по Спасской и слышу: “Он обязательно набьет тебе морду!” Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!»

Задание
Найдите с помощью корпуса другие примеры, где слово обязательно (обязательный) означает любезно (любезный).

Примеров, где обязательно и обязательный означают любезно, в корпусе немало. Приведем лишь три:

Все их обязательные и учтивые уверения, их ласковые приемы и льстивые слова суть следствия их притворства. [И. А. Крылов. Почта Духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами (1789)]

Муж ― господин красоты замечательной, В гвардии год прослуживший отечеству ― Был человек разбитной, обязательный, Склонный к разгулу, к игре, к молодечеству, ― С ним у нас дело как раз завязалося. [Н. А. Некрасов. Дешевая прогулка : «Надо поехать — статья подходящая!..» (1862)]

Она поклонилась обязательно, приветствовала милостиво и спросила с ласкою: кто он таков, куда и зачем идет или послан, по своему ли желанью или по чьему приказанью? [В. И. Даль. Сказка о Иване Молодом Сержанте, Удалой Голове, без роду, без племени, спроста без прозвища (1832)

Это значение отражено в словарях, например, в Толковом словаре Ушакова оно упомянуто как устаревшее.

ОБЯЗА’ТЕЛЬНО, нареч.
1. Непременно, во всяком случае. Сегодня он о. придет. 2. Нареч. к обязательный во 2 знач., услужливо (устар.). Мне пришлось взять чужие бумаги, которыми обязательно снабдил меня один из общих знакомых. Чернышевский.
Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.

Задание 2

Перед вами отрывок из «Записок сумасшедшего» Гоголя.
Сегодня поутру явились ко мне депутаты испанские, и я вместе с ними сел в карету. Мне показалась странною необыкновенная скорость. Мы ехали так шибко, что через полчаса достигли испанских границ. Впрочем, ведь теперь по всей Европе чугунные дороги, и пароходы ездят чрезвычайно скоро. Странная земля Испания: когда мы вошли в первую комнату, то я увидел множество людей с выбритыми головами. Я, однако же, догадался, что это должны быть или гранды, или солдаты, потому что они бреют головы. [Н. В. Гоголь. Записки сумасшедшего (1835)]

Задание
Пользуясь корпусом, выясните, что называлось в 19 веке чугунными дорогами. Приведите другой пример этого выражения из корпуса. Найдите в корпусе другие примеры, свидетельствующие о том, что пароходы, которые ездят по чугунным дорогам, — это не плод больной фантазии сумасшедшего, а одно из значений слова «пароход» в этот период.

По данным Корпуса, это словосочетание не было очень распространено, однако примеры в корпусе есть. Всего имеется 6 вхождений словосочетания «чугунная дорога». Приведем три примера. Один из них – в романе 1838 года, два других – в цитатах примерно того же времени, но в корпус они попали не прямым образом, а через другие источники: декабрист Николай Бестужев процитирован Л.К. Чуковской, Александр Пушкин – Андреем Битовым.

― Разве не видите, какая круть? Да тут дай бог и шагом спустить благополучно ― извольте-ка взглянуть! В самом деле, мы съезжали с крутой горы, и ямщик едва мог сдерживать лошадей. Я нигде не торговался, сыпал деньгами, следовательно, ехал очень скоро, но если б меня везли с такою же точно быстротою, с какою возят теперь по чугунным дорогам, то и тогда я стал бы жаловаться на медленность. Мне все казалось, что Москва у меня за плечами. Я считал версты, присчитывал, старался сам себя обманывать и не видел конца моему путешествию. Но вот уж мы отъехали четыреста верст. [М. Н. Загоскин. Искуситель (1838)]

Через 21 год, в письме к брату, в связи с известием о постройке железной дороги между Царским селом и Павловском, «государственный преступник», отбывающий каторгу Николай Бестужев, так вспоминал в письме из Сибири о юношеской своей попытке: «Говоря о ходе просвещения, нельзя также не упомянуть тебе с некоторою гордостью, что… мы, русские, во многих случаях опережали других европейцев: чугунные дороги не новы, они существуют на многих железных заводах для перевозки руды, бог знает с которой поры. [Л. К. Чуковская. Декабристы (1950-1951)]

«Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног ― но мне досадно, ежели иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь. Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры […] ― то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство.» [Андрей Битов. Пушкин — русский европеец (1991)]

Сложнее задача найти другой пример слова «пароход», употребленного в значении «паровоз». Для этого нужно заглянуть в поэтический корпус. Знаменитая «Попутная песня» поэта Н.В. Кукольника была написана в связи с открытием первой железной российской дороги — из Санкт-Петербурга в Царское Село. Этот текст положен на музыку М.И. Глинкой и исполнялся многими знаменитыми певцами.

ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ
муз. М.И. Глинки. сл. Н.В. Кукольника.
Дым столбом — кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Слово «пароход» в значении «паровоз» использовалось совсем недолго, только самые первые годы после открытия первой российской железной дороги, да и то непоследовательно. Поэтому искать такое употребление в более поздние периоды безнадежно; если вы посмотрите внимательнее на те примеры, которые вы предлагали, то наверняка найдете в контексте свидетельства того, что речь все-таки идет о водном транспорте.
История слов паровоз и пароход рассказана лингвистом В.В. Виноградовым. Почитайте ее, введя одно из этих слов на странице Института русского языка РАН http://etymolog.ruslang.ru.

Задание 3

Пользуясь поэтическим корпусом, докажите, что в 18 веке слово «приличен» могло иметь ударение на последнем слоге: «приличЁн». Приведите этот пример (эти примеры).

В стихотворении Н.П. Николева 1774 года слово «приличён» рифмуется с «отличён»:

Одеждой мысля быть от прочих отличён,
Он в глупости чрез то сам был бы приличён.
Ни шляпа, ни кафтан особого покрою
Не может смертным дать ни славы, ни покою.
[Н. П. Николев. Сатира к музе на 16 году сочинителя : «Оставим колкий слог, любезнейшая Муза…» (1774)]

Задание 4

В своем знаменитом стихотворении «Поэт и гражданин» Николай Некрасов говорит:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

Задание

  1. Пользуясь Поэтическим корпусом, докажите, что это не единственный в 19 веке пример такого произношения слова безупречный. Приведите примеры из Корпуса.
  2. Назовите первый пример в Поэтическом корпусе, где с уверенностью можно сказать, что в корне слова произносится Е, а не Ё.

  1. В корпусе имеется несколько примеров, которые показывают, что слово безупречный произносилось с Ё в корне. Это видно тогда, когда слово попадает в позицию рифмы:
  2. Куда бежать от громких слов?
    Мы все добры и непорочны!
    Боготворить себя готов
    Иной друг правды безупречный!
    [И. С. Никитин. «Покой мне нужен. Грудь болит…» (1857)]

    Но человек, в котором уважались
    Достоинства, которого боялись
    Лишь потому, что он был совершен,
    Со всех сторон велик и безупречен, —
    И вдруг внутри его лишь гниль и тлен!..
    Но нет! я не сужу!.. Кто беспорочен?
    В падении, быть может, сокровен
    Глубокий смысл, и, может быть, уплочен
    Им страшный долг…
    [А. Н. Майков. Княжна : «Давно ль, давно ль, на траурных конях…» (1874-1876)]

  3. А вот этот пример первый надежно показывает современное произношение. «Безупречно» здесь рифмуется с «бессердечно».
  4. Радость сияла, чиста безупречно,
    В час, как тебя обронила невеста.
    Нет, не покину тебя бессердечно,
    Здесь, у меня на груди тебе место.
    [А. А. Фет. «Окна в решетках, и сумрачны лица…» (1882)]

Обратите внимание, что не стоило руководствоваться тем, какая написана БУКВА – Е или Ё. В первом примере буква Е, но произносится Ё – это ясно из рифмы «непорочны — безупречный».
Например, мы никак не можем быть уверены, что в следующем примере произносилось Е, тем более что у Некрасова довольно последовательно отслеживается именно произношение безупрЁчный:

Напрасно чернила его клевета,
Он был безупречней, чем прежде,
И я полюбила его, как Христа…
[Н. А. Некрасов. (1872)]

Задание 5

Из социальной сети Facebook нередко приходит сообщение: «Интересуюсь о Вас на Facebook. Здравствуйте, Natasha! Я Вас приглашаю посмотреть мою личную страницу на Facebook…»

Задание
Воспользовавшись корпусом, оцените, насколько конструкция «интересоваться о ком-либо» распространена, в каких текстах она встречается. Сравните ее частотность с частотностью конструкции «интересоваться кем-либо».

Чтобы выполнить это задание, поищем для начала конструкцию «интересоваться о». Мы сразу увидим, что она редкая: всего 13 примеров, причем только два из них иллюстрируют интересующую нас конструкцию «интересоваться о ком-либо». Оба примера – из писем Гоголя 1836-1841 гг.

Он интересовался о вас и особенно о здоровье Александры Осиповны. [Н. В. Гоголь. Письма 1836-1841 гг. (1836-1841)]
Вы его не позабыли; вы интересуетесь о нем до сих пор. [Н. В. Гоголь. Письма 1836-1841 гг. (1836-1841)]

Из этого мы уже можем сделать вывод, что конструкция крайне редкая и в современных текстах не встречается вовсе.
Проверим теперь вторую, более употребительную: «интересоваться кем-либо». Для начала зададим поиск «интересоваться + существительное в твор. падеже». Мы обнаруживаем, что это сочетание значительно более частотное: 1736 вхождений. Среди примеров, однако, много таких, которые нам не подходят: «интересоваться ходом сражения / подробностями / историей» и т.д. Каким образом можно найти примеры, которые иллюстрировали бы только сочетаемость со словами, обозначающими лиц? Можем добавить к существительному признак одушевленности: «интересоваться + одушевленное существительное в твор. падеже». Теперь мы получили 323 примера. Среди них тоже есть такие, которые нам не нужны (например, «интересоваться русской историей», потому что корпус видит в слове «русская» одушевленное существительное). Можем сделать еще одну попытку и использовать поиск по семантическим признакам, поставив галочку около «лиц», только не забудем ввести творительный падеж в грамматические признаки. 146 примеров, среди которых тоже можно найти неподходящие. Точно ответить на вопрос можно, только просмотрев все примеры вручную, но примерно ответ таков:
интересоваться о ком-либо – 2 примера
интересоваться кем-либо – в районе 300 — 100 примеров
Тем самым, конструкция с творительным падежом частотнее не меньше чем в 50 раз.
Facebook выбрал неудачный перевод…

Задание 6

Один из посетителей сайта gramota.ru задал вопрос:
  — Как правильно: «Родители очень тоскуют по нас или по нам«?
Справочная служба Института русского языка им. В.В. Виноградова ответила так:
  — Скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Прежние лингвистические издания рекомендовали как нормативные только тосковать, скучать по вас, по нас. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках.

Задание
Найдите в Корпусе все случаи употребления сочетания скучать по вас и скучать по вам. Сколько их? Какие примеры для каждой конструкции самые ранние? Какие самые поздние? Приведите эти примеры. Основываясь на этих данных, прокомментируйте ответ Справочной службы ИРЯ.

На конструкцию «скучать + по + «вас»» находится 10 примеров, причем первый – 1892 года, а два последних — 2000 и 2004. Если посмотреть последние повнимательнее, то видно, что в обоих процитированы письма 30—40 годов 20-го века (жаль, что никто из отвечавших не обратил на это внимание!). Таким образом, современных примеров употребления конструкции нет.
Конструкция «скучать + по + «вам»» встретилась 8 раз, но все примеры довольно современные: с 90-х годов 20-го века.
Таким образом, оба варианта еще встречаются, но более современным является дательный падеж.

Задание 7

Сегодня можно сказать «Банк не имеет право отказать в открытии счёта» и «Банк не имеет права отказать в открытии счёта». А какой из этих вариантов является более старым?
Задание
Найдите самые ранние и поздние примеры употребления винительного падежа в этой конструкции («не иметь право») и родительного («не иметь права»).

Первый пример «не + иметь + «права»» — 1767 год, последний – 2008:

Кто с благою совестию исполняет звание свое, кто с заслугами предков соединяет свои, кто учение свидетельствует честностию, кто богатство имеет нажитое и управляемое добродетелию, тот без всякаго прекословия достоин почтения, и никто не имеет права на честь, как токмо сего рода люди. [архиепископ Платон (Левшин). Слово в день Первоверховных апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорскаго Высочества (1767)]
«Без бумажки» и соответствующего образования никто не имеет права работать тренером, в альпинизме особенно. [Новая тема, которую никто пока не трогает (форум) (2008)]

Первый пример «не + иметь + «право»» — 1889 год, последний – 2008:

Planck говорит, что я не имею право считать Ф постоянным, потому что Ф в общем случае зависит от р. [Б. Б. Голицын. Письма (1889)]
Люди что не имели право свой законный отпуск провести там, где им нравится? [Новая тема, которую никто пока не трогает (форум) (2008)]

Некоторые участники конкурса находили более старые примеры родительного падежа:

— Государыня моя, — отвечал ей Аскалон, ― ты не имеешь никакого права требовать отчёта в моих делах. [М. Д. Чулков. Пересмешник, или Славенские сказки (1766-1768)]

Но дело в том, что эти примеры иллюстрируют другие конструкции. Поищите в корпусе «не + иметь + никакой + право», и вы увидите, что при слове «никакой» всегда использовался только родительный падеж.

Задание 8

Посчитайте соотношение частоты употребления слов «этот» и «сей» в следующие периоды:

  1. 1770-1799
  2. 1800-1829
  3. 1830-1869

  сей   этот   ответ
1770-1799   15 820   3 435   «сей» в 4,6 раз чаще, чем «этот»
1800-1829   17 060   7 853   «сей» в 2,2 раза чаще, чем «этот»
1830-1869   15 588   172 367   «сей» составляет 0,09 от числа употребления «этот»

Немного другие, но тоже верные цифры получатся, если при создании подкорпуса поставить галочку в клетке «точное вхождение» — тогда из поиска будут исключены тексты, которые датированы промежутком времени, например 1790 — 1810.
Из этого подсчета мы видим, как за сто лет местоимение «этот» догнало и перегнало по частотности местоимение «сей».

Задание 9

Когда в Корпусе появляются первые примеры глагола «реагировать»? Приведите первые два примера. Что они значат? Когда появляются первые примеры глагола «реагировать» с какой-либо приставкой? Приведите первые два примера.

Первый пример глагола «реагировать», который выдается корпусом, — из работ А.М. Бутлерова. Однако, основываясь на этом примере, мы не можем назвать дату первого примера, поскольку эти работы датированы промежутком от 1851 до 1886 года. Нужно посмотреть первый пример с точной датой. Он 1866 года:

Окись бензоила Лёвиха ― вещество, полученное Эттлингом перегонкой бензойнокислой окиси меди, ― почти не реагирует с осмиевой кислотой даже при повышении температуры. [А. М. Бутлеров. Теоретические и экспериментальные работы по химии (1851-1886)]

Реагируют они, стало быть, как однородные массы. [А. Я. Данилевский. Исследования над спинным и головным мозгом лягушки и частью высших животных (1866)

Хорошо видно, что глагол вошел в язык как слово научного стиля со значением «вступать в химическую реакцию, отвечать на физическое раздражение». И только в 90-х годах 19-го века слово стало употребляться в других стилях речи.

Для того чтобы найти первые примеры употребления глагола «реагировать» с приставкой, нужно применить поиск со звездочкой, причем ограничить его только приставочными глаголами: «*реагировать –реагировать». Мы снова получаем пример из работ Бутлерова, но воспользоваться этими примерами не можем по причине их неточной датировки. Первый надежный пример – 1890 года, причем довольно неожиданный – «зареагировал».

Руководствуясь этим, я смешал пары оксиметилена (величина молекулы = СН20) и аммиак, нагретые до 60-170°, и дал им прореагировать над ртутью в специально сконструированном для этой цели приборе при той же самой температуре. [А. М. Бутлеров. Теоретические и экспериментальные работы по химии (1851-1886)]

Вы слишком кратко упомянули о том, как именно Кундт зареагировал, когда Вы ему сообщили о результате моего экзамена, а мнение нашей рыжей Лисы, как Вы знаете, меня очень интересует. [Б. Б. Голицын. Письма (1890)]

Задание 10

Эта сцена из романа Б.Акунина «Внеклассное чтение» происходит при дворе Екатерины II.

Зефирка ручонки расцепила, скользнула на пол, да и замерла, очарованная пряжкой на Митином башмачке. Цветные стеклышки так переливались, так сверкали — заглядение.
  Потрогала, подергала, потом вдруг как рванет!
  — Отдай!
  Куда там. Коварная тварь сунула трофей в зубы и припустила прочь на всех четырех лапах, ловко лавируя меж ног.
  — Пиши пропало, — сказал старичок-сосед. — Что пряжка, третьего дня эта поганка у меня с груди звезду Александра Невского уперла! Любит, сволочь, блестящее. Хотел у его светлости попросить, чтоб отыскали, да не осмелился. Жалко, беда! С алмазами была звезда-то…

Задание
С помощью корпуса докажите, что речь старичка-соседа отличается от той, которая могла звучать во времена царствования Екатерины II. Найдите в выделенном отрывке как можно больше слов, конструкций, значений слов, которые появились в более позднее время. Приведите примеры из Корпуса, подтверждающие вашу точку зрения.

Это задание – придется признать – не было удачным. Решающие поступали просто: они искали подряд все слова из этого текста, и если какое-то не находилось в текстах 18 века, то на этом основании делали вывод, что слово не употреблялось.
К сожалению (или к счастью), все не так просто. Если слово не встретилось в корпусе 18 века — это еще не значит, что оно вообще не употреблялось в 18 веке. Ведь корпус содержит не все русские тексты, а текстов 18-го века в нем особенно мало. Поэтому мы выберем только наиболее надежные проявления «инноваций» в речи старичка соседа.

  1. Слово «упереть» появляется в письменных текстах в значении «украсть, утащить» только в девятнадцатом веке.
  2. ― Да ежели бы мне бог счастья послал, да я бы сейчас Ястребову в город упер самородок-то, а потом ищи… [Д. Н. Мамин-Сибиряк. Золото (1892)]

  3. Только в середине 50-х годов 19 века слово «сволочь» начинает употребляться как ругательство. До того оно означало «нерегулярное воинство, сброд, сборище». Об этом слове можно посмотреть на странице Презентации к семинарам.
  4. Вероятный кандидат на инновацию – «поганка», употребленная как ругательство (а не как название утки или гриба). Косвенным доказательством является то, что и слово «поганец» впервые появляется в корпусе только в 40-х годах 19 века.

Многие называли еще «пиши пропало» — но выражение редкое (всего 83 вхождения во всем корпусе). Трудно поручиться, что его отсутствие – не случайность.
Обратите внимание и на то, что вопрос ставился только относительно речи старичка соседа, а не всего процитированного текста. Ведь во времена Екатерины II помещен именно старичок — а не весь текст повествования Акунина!