Помощь начинающему пользователю

Что такое Национальный корпус русского языка?

Национальный корпус русского языка — это обширное собрание русских текстов XVIII-XXI веков, разных жанров и разной тематики, в электронной форме, снабженное специальным программным и лингвистическим аппаратом, необходимым для филологической работы с текстами. За счет этого аппарата корпус дает возможность удобного поиска любых слов и словосочетаний с учетом интересующих пользователя грамматических и семантических характеристик в текстах. При желании пользователя тексты могут быть отсортированы по жанрам, тематике и временным периодам.
Национальный корпус русского языка — это бесплатный, доступный любому пользователю сайт, созданный группой ученых из Института русского языка им. В.В. Виноградова при поддержке компании Яндекс. Корпус создан в 2003 году, постоянно пополняется и развивается, предоставляя пользователям новые возможности.

Национальный корпус русского языка представляет русский язык в наиболее полном виде: во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и содержит все типы письменных и устных текстов, представленных в русском языке. В Корпусе собраны художественные тексты разных жанров от Фонвизина до Улицкой, поэзия с конца 18 века, публицистика XX-XXI веков (особенно широко представлена публицистика последних 40 лет), научная литература всех направлений (точные, естественные и гуманитарные науки), официально-деловые тексты: заявления, служебные записки, инструкции, тексты бытовых жанров: мемуары, дневниковые записи, личная переписка, фрагменты интернет-чатов, записи устной разговорной речи, а также записи устной речи из фильмов, диалектные тексты и др.

Корпус также включает небольшой подкорпус параллельных английских и русских текстов и немецких и русских текстов; в дальнейшем планируется создание аналогичных подкорпусов для других языков.

Рис. 1. Главная страница Корпуса

Советы пользователю:

  • Адрес корпуса www.ruscorpora.ru.
  • Чтобы найти Корпус через любую поисковую систему интернета, достаточно слов «Национальный корпус».
  • Инструкция по основам техники использования Корпуса называется «Как пользоваться Корпусом?» и в формате PDF размещена на главной странице сайта (см. рис. 1). Кроме того, в нее можно войти со страницы поиска через команду «инструкция», расположенную вверху справа ниже панели подкорпусов.

Оформление примеров из корпуса в публикациях

Цитируя примеры, полученные с помощью Корпуса, в публикациях, следует ссылаться на Национальный корпус русского языка как источник примеров, а также указывать имя автора и название произведения, из которого заимствован пример. Удобнее всего использовать ссылку, помещенную в Корпусе в конце каждого примера, не переделывая ее, но добавляя в нее оговоренное где-то выше указание на корпус, например, аббревиатуру «НКРЯ». Пример такого оформления:

Как она могла жить до сих пор, ни разу не быв в Венеции! [Дина Рубина. Высокая вода венецианцев (1999), НКРЯ]

Но часто формат издателей требует иного оформления ссылок. Тогда во вступительной части статьи должно быть в любой форме указано, что примеры взяты из Корпуса, например: «Что касается языкового материала, то преимущественно мы опираемся на материалы Национального Корпуса Русского Языка (далее НКРЯ)». А далее примеры можно оформлять по требованиям издателей, но обязательно сохраняя автора и название, например, так:

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. (А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» 1911).

Можно, оговорив использование корпуса, помещать ссылку в подстраничные сноски, например:

Быков Д. Орфография. 2002. НКРЯ

Как можно использовать Корпус в преподавании филологических дисциплин?

В преподавании Корпус оказывается наиболее необходим для следующих видов работы:

  • составление учебных материалов для лекционных и семинарских занятий;
  • составление упражнений, тестов и контрольных;
  • организация самостоятельной учебной работы студентов и школьников;
  • организация научной работы студентов.

Для преподавания каких филологических дисциплин удобно использовать Корпус?

Корпус удобно использовать при преподавании следующих дисциплин:

  • «Русский язык и культура речи» для студентов всех специальностей (см. пример 5.2.1)
  • «Русский язык как иностранный» (см. пример 5.2.3)
  • «Современный русский язык» как теоретическая дисциплина для студентов-филологов или для студентов, специализирующих на педагогике младшей школы.

Корпус предоставляет огромные возможности для всех разделов этого курса:

  • Фонетика и орфоэпия (см. пример 7.1.1)
  • Лексикология (см. пример 7.5.2)
  • и словообразование (см. раздел 5.3)
  • Морфология (см. пример 5.2.2, 7.3.1)
  • Синтаксис (см. пример 5.4.1)
  • «Практическая грамотность» как практическая дисциплина для студентов всех специальностей, а также абитуриентов и школьников (см. пример 5.6.1).
  • «Русская диалектология» (см. примеры 7.5.1)
  • Методика преподавания русского языка в школе» (см. пример 7.3.2)
  • «Методика преподавания русского языка как иностранного» (см. пример 6.1)
  • Основы стилистики (см. пример 5.6.2, 6.2)

Литературоведческие дисциплины для студентов-филологов:

Научные спецкурсы по русистике и языкознанию, например:

Научные спецкурсы по литературоведению, например:

  • «Язык Лескова» (см. раздел 6);
  • Научные спецкурсы по лингвокультурологии, например:
  • «Прецедентные феномены в медиакоммуникации» (см. раздел 7.4)
  • «Классика советской кинематографии как источник прецедентных феноменов» (см. раздел 7.4).

Какие возможности предоставляет Корпус?

Определенные виды поиска удобны для определенных направлений научной и педагогической работы:

  • Поиск слова или словосочетания в фиксированной форме, или во всех возможных формах, или в нескольких нужных формах (раздел 5.2). Это самый простой и самый необходимый вид поиска: он подходит для решения очень многих задач, в частности, может быть использован любым носителем языка при создании собственных текстов, например переводчиком, или писателем, или журналистом, для проверки своей интуиции относительно употребления того или иного слова или словосочетания.
  • Поиск слова, включающего определенный сегмент (морфему или части основы) (раздел 5.3). Этот вид поиска удобен при работе в области словообразования, а также при составлении орфографических упражнений на написание приставок и суффиксов.
  • Поиск всех слов с определенной грамматической характеристикой (раздел 5.2). Этот вид поиска удобен при работе в области формообразования и морфологии, а также при составлении орфографических упражнений на написание формообразующих морфем.
  • Поиск слова с определенной семантической характеристикой (раздел 5.4). Этот вид поиска удобен при работе, связанной с классификацией слов по значениям, например в области семантики и лексикологии, в частности при работе над описанием семантического поля, а также при составлении лексических упражнений в области преподавания русского как иностранного.
  • Поиск нескольких заданных слов, находящихся рядом, но не обязательно следующих непосредственно друг за другом (раздел 5.5). Этот вид поиска чаще всего нужен при работе, связанной с описанием определенных конструкций, например, в области синтаксиса и семантики.
  • Поиск слова в сочетании с любым словом с определенной грамматической характеристикой (раздел 5.5). Такой поиск бывает удобен при синтаксической и семантической работе, например при описании сочетаемостных особенностей какого-либо слова, а также при составлении упражнений в области русского как иностранного.
  • Поиск лексической единицы, состоящей из нескольких слов, например, частиц вряд ли или как бы, или наречного оборота бог знает как, или предлога без оглядки на и т. п. Для этого типа поиска следует воспользоваться Корпусом оборотов (раздел 8). Такой поиск бывает нужен при работе с морфологией или семантикой, особенно при изучении служебных частей речи, в научных или учебных целях, а также при составлении орфографических упражнений на правописание «вместе-раздельно» и при составлении пунктуационных упражнений на пунктуацию при вводных оборотах и частицах.
  • Поиск слова с учетом его повтора в ближайшем контексте (раздел 5.6) бывает нужен при решении специальных научных лингвистических проблем.
  • Поиск слова с учетом находящихся рядом знаков препинания (раздел 5.6). Необходим при работе с пунктуацией, в частности при составлении пунктуационных упражнений.
  • Любой вид поиска с учетом произведения или автора, жанра или тематики текстов, времени создания текстов, места и времени описываемых событий (раздел 6). Поиск с учетом произведения или автора регулярно используется в литературоведческой работе или при анализе языковых особенностей творчества определенного автора. Поиск с учетом времени создания текстов очень удобен при описании истории какого-либо языкового явления на протяжении исторического развития современного русского языка; например, можно отследить изменения в использовании исследуемой единицы за каждое десятилетие последних трех веков.
  • Поиск в Поэтическом корпусе (раздел 7.1) позволяет искать тексты с определенными стиховедческими характеристиками и поэтому очень удобен в при изучении проблем стиховедения.
  • Поиск в Корпусе живой речи (раздел 7.2) важен при изучении особенностей разговорной речи, прагматических и коммуникативных свойств языка и при работе, связанной с кинематографическими текстами.
  • Поиск в Обучающем корпусе (раздел 7.3) специально предназначен для работы, связанной с преподаванием словесности в средней школе.
  • Поиск в Синтаксическом корпусе (раздел 7.4) интересен при подготовке различных научных спецкурсов, связанных с идеями Московской семантической школы.
  • Поиск в Диалектном корпусе (раздел 7.5) удобен при подготовке материалов к занятиям и упражнений по диалектологии.
  • Поиск в Параллельном корпусе (раздел 7.5) предоставляет много возможностей при работе с иностранными языками: для подготовки занятий и упражнений по иностранным языкам и русскому как иностранному, при научном сопоставительном изучении русского и иностранного языка, при работе над теоретическими и практическими проблемами перевода. В параллельном корпусе тексту на русском языке сопоставлен перевод этого текста на другой язык или, наоборот, тексту на иностранном языке сопоставлен его перевод на русский язык; между единицами оригинального и переводного текста установлено соответствие. В настоящее время создан небольшой параллельный русско-английский корпус, а вскоре будет запущен немецкий. К сожалению, из-за технических проблем в данный момент параллельный корпус не работает, но в ближайшее время доступ к нему возобновится.

При составлении этого пособия учтены вопросы слушателей школы-семинара по использованию Национального Корпуса в преподавании, проведенной Институтом русского языка им. Виноградова и Высшей Школой Экономики в октябре 2008 года, и использованы некоторые материалы, разработанные преподавателями этой школы Добрушиной Н. Р., Добрушиной Е. Р., Даниелем М. А., Левинсон А. В. Так же при составлении этого пособия использованы некоторые идеи заданий из издания Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования. Гос. университет — Высшая школа экономики. — М.: Теис, 2007.

Начинать работу с Корпусом следует со страницы поиска, куда удобно войти по ссылке «поиск в корпусе» – третья ссылка слева, см. рис 5.1.1.

Рис. 5.1.1. Страница поиска

Если клавиатура данного компьютера не приспособлена для написания кириллических букв, следует воспользоваться предоставляемой Корпусом «Виртуальной клавиатурой». Открывается виртуальная клавиатура кнопкой «А Б В», расположенной непосредственно над строкой ввода искомой единицы (см. рис 5.1.2).

Рис. 5.1.2. Использование виртуальной клавиатуры

После того как найден нужный пример (о различных способах поиска см. в последующих разделах), лучше убрать знаки ударения, если они не нужны, так как они мешают воспринимать текст. Для этого надо в верхней строчке нажать команду «версия без ударений» (см. рис. 5.1.3).

Обычно примеров находится много; тогда, чтобы просмотреть все, нужно листать страницы, используя либо номера страниц после надписи «Страницы» в верхней или нижней строчках, либо команду «следующая страница» в верхней строчке (см. рис. 5.1.3).

Рис. 5.1.3. Результаты поиска слова малявка до перехода к «версии для печати»

Прежде чем копировать или распечатывать выбранный пример, лучше нажать в верхней строчке команду «версия для печати» (см. рис. 5.1.3).
Если пример слишком короткий, можно воспользоваться командой расширения контекста, выглядящей как две разнонаправленные стрелочки. Она расположена в конце примера. Как правило, через команду «стрелочки» можно получить текст в объеме абзаца. Получения еще более объемных примеров Корпус не предоставляет. Вернуться к списку всех примеров после удобно через команду «Результаты поиска» вверху страницы (см. рис. 5.1.3).

По умолчанию примеры отсортированы по дате написания, начиная с самых новых. Для удобства работы с большим количеством примеров можно изменить принципы сортировки примеров, отсортировав их, например, по времени написания, начиная с самых старых, или по иному удобному пользователю принципу. Для этого надо войти по ссылке «настройки» в верхней строчке (см. рис. 5.1.4).

Рис. 5.1.4. Установка настроек для сортировки по дате написания, начиная с самых старых примеров

Cамый простой вид поиска – это поиск слова, словосочетания или предложения в фиксированной форме. Его удобно использовать для поиска неизменяемых слов, например, наречий, несклоняемых существительных, деепричастий, предлогов, фразеологизмов, а так же для поиска точных цитат, включенных в другие тексты. Этим же способом в корпусе можно искать слова или предложения, используемые в русских текстах в латинской записи, такие как IPO или Cogito ergo sum. Кроме того, поиск точных форм следует использовать, чтобы найти определенную морфологическую форму при существовании вариативности, например, при сравнении количества ненормативных форм с нормативными (мерю и меряю, в пальто и в пальте) или для анализа статистики использования вариативных форм (брызгает и брызжет).
Для поиска фиксированных форм предназначена самая верхняя строчка страницы поиска «Поиск точных форм», см. рис 5.2.1. Вписав нужную единицу, надо нажать слово «искать» непосредственно под этой строчкой.
Чтобы перейти к поиску следующей единицы, удобно очистить строку поиска при помощи расположенной под ней команды «очистить».

Рис. 5.2.1. Запрос для поиска цитаты из песни «Подмосковные вечера»
Пример 5.2.1. Синтаксическая функция слов категории состояния
Вид работы: организация самостоятельной учебной работы студентов.
Дисциплина: «Современный русский язык. Морфология».
Тема: Категория состояния.
Цель использования корпуса: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом закрепить информацию о синтаксической функции как основном критерии выделения категории состояния в качестве отдельной знаменательной части речи.
Задание студентам: При помощи найденных в корпусе примеров, определить, какие синтаксические функции могут выполнять слова холодно, стыдно, долго и определить частеречную принадлежность этих слов. Найти слово, обладающее свойством частеречной омонимии, и привести примеры, которые это демонстрируют.

Если надо найти примеры употребления изменяемого слова, то удобно искать его во всех возможных формах или в нескольких нужных формах.

Для поиска изменяемых слов предназначен «Лексико-грамматический поиск». Вписав в его верхнюю строчку слово в начальной форме, мы получим примеры этого слова во всех его формах. Вписав нужную единицу, надо нажать слово «искать» непосредственно под этой строчкой (рис. 5.2.2).

Рис. 5.2.2. Запрос для поиска глагола представлять во всех формах

Следует аккуратно обращаться с глаголами, имеющими видовые пары. Дело в том, что в Корпусе из технических соображений, вопреки общепринятой научной позиции, формы глагола, имеющих видовую пару, оформлены как имеющие две начальных формы – инфинитив совершенного вида и инфинитив несовершенного вида. То есть, например, форма снял оформлена, как входящая в парадигму и для снять и для снимать. Возможен поиск по инфинитиву любого вида, но при таком поиске теряется некоторая часть примеров (в том числе того вида, для которого ведется поиск). Поэтому, если нужно найти большое количество примеров глагола, имеющего видовую пару, надо задать два запроса – на глагол в несовершенном виде и на глагол в совершенном виде – и из каждого запроса отобрать примеры нужного вида вручную. При этом, как правило, больше примеров на оба вида находится по запросу инфинитива в несовершенном виде.

Пример 5.2.2. Паронимы представить и предоставить
Вид работы: организация самостоятельной учебной работы студентов.
Дисциплина: «Русский язык и культура речи».
Тема: Паронимы.
Цель использования корпуса: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом закрепить информацию о различении паронимов и отработать умение выбирать примеры для составления упражнений.
Задание студентам: При помощи найденных в корпусе примеров лексем представить и предоставить в разных формах составьте упражнение на выбор между этими глаголами.
Возможный результат:
Упражнение.
Вставьте в места пропусков глаголы представить или предоставить:
1. Российский Минобраз _________________ регионам право самим решать, при какой температуре воздуха дети могут не ходить в школу.
2. Когда зал наполнился приглашенными, ведущий открыл встречу и _________________ слово заместителю губернатора области.
3. Главу своей будущей книги писатель любезно _________________ для публикации в нашей газете.
4. Почти ста участникам круглого стола будут _________________ строительные возможности и перспективы Краснодарского края.
5. Здесь не отказывают в социальной помощи никому из тех, кто _________________ нужные справки.
6. Музей в пятый раз подряд безвозмездно _________________ помещение для торжественной церемонии.
Пример 5.2.3. БольшОй и бОльший
Вид работы: Составление упражнения.
Дисциплина: «Русский язык как иностранный».
Тема: Различение слов большОй и бОльший.
Цель использования корпуса: Отыскать в корпусе примеры использования слов большОй и бОльший во всех формах.

Чтобы найти слово в нескольких определенных формах, например, глагол в формах повелительного наклонения, надо зайти по ссылке «грамматические признаки», в появившейся таблице отметить нужные признаки и затем нажать команду «ОК» (рис. 5.2.3).


Рис. 5.2.3.1. Запрос для поиска глагола родиться в формах повелительного наклонения

Можно не называть определенную лексему, а осуществить поиск только по грамматическим признакам, чтобы найти все слова с данным набором признаков.

Рис. 5.2.3.2. Запрос для поиска всех страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов

В Корпусе можно искать лексемы по какой-то их части. Например, все слова, которые заканчиваются на –очка. В результате такого запроса можно получить более сорока тысяч примеров существительных на –очка. Чтобы осуществить запрос в месте обрыва сегмента (перед или после него) надо поставить звездочку. Этот вид поиска удобно использовать при подготовке материалов к урокам и упражнений по дисциплине «Словообразование».

Рис. 5.3.1. Запрос для поиска слов, оканчивающихся на –очка

Помимо грамматического, в Корпусе есть семантический поиск, который удобно использовать для самых разных научных и учебных задач, например, при преподавании дисциплины «Лексикология» или спецкурса «Лингвистическая семантика».
Семантический поиск начинается с команды «семант. признаки. выбрать» (рис. 5.2.2). Затем в появившемся окне надо выбрать нужную часть речи и в во втором появившемся окне отметить нужные признаки, а затем нажать команду «ОК» (рис. 5.4.1).

Рис. 5.4.1. Запрос для семантического поиска: фазовые глаголы
Пример 5.4.1. Составное глагольное сказуемое.
Вид работы: организация самостоятельной учебной работы студентов.
Дисциплина: «Русский язык. Синтаксис».
Тема: Типы сказуемых.
Цель использования корпуса: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом закрепить информацию о типах сказуемых.
Задание студентам: Найдите в Корпусе примеры составного глагольного сказуемого с фазовыми глаголами. Перечислите встретившиеся фазовые глаголы. Определите, могут ли фазовые глаголы входить в какие-либо другие типы сказуемых, кроме составного глагольного.
Возможный результат: См. рис. 5.4.2.

Корпус предоставляет возможность поиска словосочетаний из нескольких слов, где у каждого слова может быть задана грамматическая характеристика. Одно из слов, часть слов или все слова могут быть не конкретными словами, а любым словом с заданной грамматической или семантической характеристикой.
Чтобы появилась возможность добавить к искомым словам еще одно искомое слово, то есть увеличить количество строчек для запроса, следует нажать кнопку после поля «семант. признаки». Расположенная рядом кнопка «х» убирает лишние строки. См. рис. 5.5.1.

Рис. 5.5.1. Запрос для поиска длинной фразы

Также возможно найти слова, не обязательно находящиеся рядом. Это может понадобиться, например, если второе слово искомого словосочетания существительное и не хочется терять примеры, в которых ему предшествует любое прилагательное. То есть если нужно найти оборот как щенок, не теряя при этом сочетаний как слепой щенок или как годовалый щенок. Или, допустим, нужно найти идиоматическое выражение, в котором устойчивыми членами являются два слова (например, будить зверя), а между ними могут помещаться разные другие слова (например, будить в ком-либо зверя или будить какого-либо зверя и др.) (рис. 5.5.2).

Рис. 5.5.2. Запрос для поиска идиомы «будить (до 5 любых слов) зверя»

Чтобы найти два слова, находящиеся рядом, но не обязательно расположенные подряд друг за другом, следует задать ограничение на расстояние между нужными словами в поле «Расстояние» (рис. 5.5.2).

Запрос для поиска сочетания союза как с названием животного при расстоянии между словами не более трех
Пример 5.5.1. Коннотации слов, обозначающих животных
Вид работы: организация самостоятельной учебной работы студентов.
Дисциплина: спецкурс «Лингвистическая семантика».
Тема: Коннотации как устойчивые языковые ассоциации.
Цель использования корпуса: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом закрепить владение термином «коннотация» и создать навыки самостоятельного семантического анализа употреблений слов, имеющих коннотации.
Задание студентам: Найдите в Корпусе примеры сочетания союза как с названиями различных животных. (См. образец запроса на рис. 5.5.3). Выпишите один пример сравнения, созданного на основе коннотаций, и один пример сравнения, созданного на основе личных ассоциаций автора текста. Составьте список названий животных, регулярно используемых в сравнительных оборотах, и попытайтесь определить коннотации этих слов.
Возможный результат: См. рис. 5.5.4.
Сравнение, основанное на коннотациях:

Они не ели уже двое суток, несчастные дети, и были голодны, как собаки. [Людмила Петрушевская. Маленькая волшебница // «Октябрь, №1», 1996]

Сравнение, основанное на личных представлениях автора текста:

—Не-а,—возразила девочка, которая сидела на коленках лицом в живот, как свернувшийся ёжик. [Людмила Петрушевская. Маленькая волшебница // «Октябрь, №1», 1996]

Рис. 5.5.4. Результаты запроса для поиска сочетания союза как с названием животного при расстоянии между словами не более трех

Воспользовавшись разделом «дополнительные признаки» («доп. признаки»), можно задать поиск слова или определенной грамматической формы, которая повторяется в ближайшем контексте. При помощи опции «дополнительные признаки» можно искать слова, написанные с заглавной буквы.
Также можно искать слова, находящиеся до или после определенного знака препинания. Такой вид поиска очень удобен при составлении пунктуационных упражнений.

Рис. 5.6.1. Запрос для поиска слова наконец, выделенного запятыми
Пример 5.6.1. Вводное и невводное употребление наконец и однако Вид работы: Индивидуальная работа студентов с Корпусом.
Дисциплина: «Практическая грамотность».
Тема: Вводные слова.
Цель упражнения: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом закрепить умение отличать вводные слова от невводных.
Задание студентам: Найдите в корпусе примеры ошибочных постановок запятых при неводных словах, омонимичных вводным, и поэтому регулярно путаемых носителями языка с вводными (наконец, однако и др.).
Пример 5.6.2. Написание имен нарицательных с большой буквы
Вид работы: Индивидуальная работа студентов с Корпусом.
Дисциплина: «Основы стилистики».
Тема: Использование заглавных букв.
Цель упражнения: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом сформировать понимание того, в каких случаях уместно использовать написание нарицательных существительных с большой буквы.
Задание студентам:
1)Найдите в корпусе примеры написания с большой буквы (не в начале предложения) нарицательных слов родина, земля, страна, мать, отец, мама, враг, Бог. Для каждого примера поясните семантико-стилистическую функцию большой буквы.
2)Найдите в корпусе примеры написания с большой буквы каких-либо других нарицательных существительных. Для каждого примера поясните семантико-стилистическую функцию большой буквы.

Можно ограничить поиск слова одной фиксированной формой, для этого эту форму надо выделить в кавычках. Например, таким способом можно оформить запрос для поиска примеров словосочетания победа (в любой форме) над врагами (только в такой форме) – см. рис. 5.7.1.

Рис. 5.7.1. Запрос для поиска словосочетания победа (в любой форме) над врагами (только в такой форме)

Можно искать определенный набор форм, исключив из него одну или несколько форм. Для этого после искомого слова надо поставить пробел, затем знак «−» и без пробела исключаемую форму в кавычках. Например, при запросе вида прочить −«прочь» будут получены все формы глагола прочить, кроме формы прочь (см. рис 5.7.2).

Рис. 5.7.2. Запрос для поиска форм глагола прочить исключая форму прочь

При поиске форм этого глагола, такое ограничение очень удобно, потому что позволяет избавиться от «мусора» (ненужных примеров), возникающего из-за омонимии очень редкой формы повелительного наклонения этого глагола с очень часто встречающимся предикативным наречием.
Исключаемых из запроса слов может быть несколько. Например, для глагола прочить удобно исключить не только форму прочь, но также форму прочим, чтобы избежать «мусора» – многочисленных примеров со словосочетание между прочим. Вид запроса: прочить −«прочь» −«прочим».
Можно в рамках одного запроса искать несколько разных лексем. Для этого нужно записать их через вертикальную палочку без пробелов, например, ветер|дождь|солнце|град.
При таком запросе будут найдены все примеры, содержащие любое из этих четырех слов в любой форме (см. рис 5.7.3).

Рис. 5.7.3. Запрос для поиска всех примеров, содержащих слова ветер, дождь, солнце, град в любой форме

Одной из самых необходимых возможностей, предоставляемых Корпусом, является возможность осуществлять поиск не сразу во всех текстах, а только в тех, которые интересуют пользователя. При этом можно отобрать тексты по самым разным параметрам:

  • по произведению или автору;
  • по жанру или тематике текстов;
  • по времени создания текстов;
  • месту и времени описываемых событий.

Так, составляя упражнения для школьников младших классов, удобно выбрать художественные тексты, жанр — детские, а составляя упражнения для старшеклассников, можно выбрать те произведения, которые входят в школьную программу. Также удобно отбирать детские тексты при составлении упражнений для иностранцев, не очень хорошо знающих язык (пример 6.1).

Возможность поиска в определенном временном периоде очень удобна при научной работе или ее моделировании для студентов (пример 6.2).

Возможность выбирать сферу функционирования нехудожественного текста (обиходно-бытовая, официально-деловая, производственно-техническая, публицистика, реклама, учебно-научная, церковно-богословская и электронная коммуникация) очень удобна при подготовке материалов и составлении заданий к курсам типа «Стилистика» (пример 6.3).

Советы пользователю:
  • Чтобы осуществить поиск в текстах по выбору пользователя, надо войти по ссылке «задать подкорпус», расположенной в верхнем правом углу страницы поиска.
  • Обратите внимание, что при выборе жанров и тематики возможен инвертированный выбор: если нужны все признаки, кроме какого-то одного, то надо пометить «ненужный» признак и нажать расположенную над списком кнопку «инвертировать выбор» (см. рис. 6.2).
Рис. 6.1. Запрос для создания подкорпуса, ограниченного текстами XIX века
Пример 6.1.
Вид работы: Индивидуальная работа студентов с Корпусом.
Дисциплина: «Методика преподавания русского языка как иностранного».
Тема: Склонение числительных.
Цель упражнения: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом сформировать навыки отбора материала для упражнений.
Задание студентам: На примере публицистических текстов составьте корректировочное упражнение на склонение составных порядковых числительных.
Рис. 6.2. Запрос для создания подкорпуса, ограниченного типом художественного текста
Пример 6.2.
Вид работы: Составление материалов для работы со студентами на семинарских занятиях.
Дисциплина: «Основы стилистики».
Тема: Анализ лингвистических особенностей различных языковых стилей.
Цель использования корпуса: При помощи определения сферы функционирования текстов в пользовательском подкорпусе выбрать подходящие для анализа на занятиях отрывки из тестов публицистического стиля, газетного стиля различных разновидностей (краткие сообщения, заголовки, объявления, реклама), стиля научной прозы и стиля официальных документов

Поэтический корпус удобно использовать при преподавании литературоведческих дисциплин, таких как «Теория литературы», «Введение в литературоведение», «Основы стихосложения», «Стиховедение», а также при изучении поэтического творчества определенного автора – в спецкурсах и для научной работы студентов. Кроме того, поэтический корпус может быть использован при преподавании языковедческих дисциплин, например, «Русский язык и культура речи».

Корпус поэтических текстов в настоящее время весьма представительно охватывает период 1750-1850-е гг. (например, содержит около 100 стихотворений В. Кюхельбекера), и включает лишь нескольких авторов XX в., например, довольно полно представлена поэзия И. Бунина и О. Мандельштама. В дальнейшем Корпус должен быть расширен. Огромная ценность этого Корпуса для преподавания литературоведческих дисциплин в том, что, помимо обычных семантической и морфологической разметки, корпус содержит специальную стиховедческую разметку. Так, возможно создавать подкорпусы для поиска в текстах, написанных амфибрахием, тоническими размерами, пятистишиями, вольной рифмовкой, твёрдыми формами и т. п. Корпус позволяет выбирать подкорпус, ограниченный следующими стиховедческими условиями:

  • отбор текстов по жанру;
  • отбор текстов по метру;
  • отбор текстов по стопности;
  • отбор текстов по клаузуле (т.е. по количеству слогов после последнего ударного слога в строке);
  • отбор текстов по типу строфы;
  • отбор текстов по типу рифмы.

Все перечисленные виды поиска можно использовать одновременно.

Советы пользователю:

― Войти в поэтический корпус удобно через верхнюю строку страницы «поиск в корпусе».
― При работе с произведениями одного или нескольких определенных авторов удобно создать собственный подкорпус (см. раздел 6).

― Для поиска в текстах с определенными стиховедческими характеристиками следует создать пользовательский подкорпус (см. рис. 7.1.1).

Обратите внимание на то, что «обратным» знаком ударения в поэтических текстах отмечены сильные доли, проставленные в соответствии с метром стихотворения. Поэтому «обратные» знаки ударения на сильных долях не являются знаками ударения в обычном смысле. Но поскольку обычно словесное ударение в силлабо-тоническом стихе падает именно на сильную долю, то отмеченные сильные доли в стихотворном тексте являются косвенными свидетельствами современных автору нормативных, «правильных» ударений, и поэтому поэтический корпус удобно использовать при изучении проблем ударения (см. пример 7.1.1).

Пример 7.1.1. Нормативное ударение
Вид работы: организация самостоятельной учебной работы студентов.
Дисциплина: «Современный русский язык. Орфоэпия».
Тема: Нормы ударения в современном русском языке.
Цель использования корпуса: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом и последующего обсуждения ее результатов на семинарском занятии закрепить информацию о нормативном ударении в наиболее проблемных словах.
Задание студентам: При помощи поэтического корпуса отобрать один-два примера стихотворных строк, в которых является очевидным правильное произношение проблемных форм следующих слов: звонить, брать, класть, красивый, хаос. (Список может быть продолжен по усмотрению преподавателя).
Возможные результаты:

Вот на̀конѐц просну̀лся о̀н И по̀лы за̀веса̀ раздвѝнул; Глядѝт — и вѝдит, что̀ пора̀, Давно̀ уж ѐхать со̀ двора̀. XXV. Он по̀скорѐй звонѝт. Вбега̀ет К нему̀ слуга̀ францу̀з Гильо̀, Хала̀т и ту̀фли прѐдлага̀ет И по̀даѐт ему̀ бельѐ. [Пушкин А. С. Евгений Онегин / Глава шестая («Заметив, что Владимир скрылся…») (1826)]

Брала̀ меня Ма̀ти за пра̀вую ру̀ку, Вела̀ меня Ма̀ти к венцу̀ да на му̀ку, [Бунин И.А. Мачеха («У меня, сироты, была мачеха злая…») (1913.08.20)]

И мѝмо про̀ходѝла ра̀ть — Всё грозно-боѐвыѐ̀ лѝца, И нѐизбѐжная̀ Деснѝца Клала̀ на нѝх свою̀ печа̀ть… [Тютчев Ф. И. Неман («Ты ль это, Неман величавый?..») (1853)]

Рис. 7.1.1. Стиховедческий поиск в поэтическом корпусе: выбор размера
Пример 7.1.2. Онегинская строфа
Вид работы: организация самостоятельной учебной работы студентов.
Дисциплина: «Основы стихосложения».
Задание студентам: При помощи поэтического корпуса ответьте на вопрос: какие произведения русской поэзии, помимо «Евгения Онегина», написаны онегинской строфой?
Как осуществить поиск: см. рис. 7.1.2.
Возможные результаты: см. рис. 7.1.3.
Рис. 7.1.2. Введение параметров для поиска в Поэтическом Корпусе к примеру 7.1.2. «Онегинская строфа»
Рис. 7.1.3. Результаты поиска в Поэтическом Корпусе к примеру 7.1.2. «Онегинская строфа»

Устный Корпус удобно использовать при преподавании:

  • лингвистических дисциплин для студентов-филологов, таких как «Современный русский язык. Лексикология», тема: «Лексический состав русского языка: лексика с точки зрения функционально-стилистического расслоения», «Современный русский язык. Орфоэпия», «Основы стилистики»;
  • дисциплин для студентов разных специальностей, связанных с проблемами языковой нормы, в частности, «Русский язык и культура речи» и «Синтаксис и стилистика»;
  • в различных научных спецкурсах, например «Лингвистическая прагматика» или «Лингвистический анализ особенностей современной разговорной речи».

Корпус живой русской речи содержит следующие подразделы:

  • Устная публичная речь (можно выбрать речевые жанры, например, беседа, дискуссия, лекция, интервью, репортаж и др.).
  • Устная непубличная речь (можно выбрать речевые жанры: беседа, микродиалог, разговор, пересказ, рассказ, спор, а в рамках этих жанров ситуацию коммуникации: «в аптеке», «в кассе», «в лифте», «с детьми» и др.).
  • Речь кино (можно выбрать киножанры, например, вестерн, детское кино, кинокомедия, киносказка и др.).
Советы пользователю:
  • Войти в корпус живой русской речи удобно через ссылку «Устный корпус» в верхней строке страницы «поиск в корпусе».
  • Чтобы отобрать внутри Устного корпуса материалы с конкретными характеристиками, надо, зайдя в Устный корпус, перейти по ссылке «Задать подкорпус».
  • Работая с подкорпусом внутри Устного корпуса, можно задать социологические параметры текста: пол и возраст говорящего (по году рождения или по возрасту в момент произнесения), см. рис. 7.2.1.
  • Рис. 7.2.1. Выбор жанра при работе с Устным корпусом
    Пример 7.2.1. Речевые акты
    Вид работы: Составление задания, которое будет выполнено студентами совместно с преподавателем на семинарском занятии.
    Дисциплина: Спецкурс «Лингвистическая прагматика».
    Тема: Речевые акты.
    Цель упражнения: Отработать умение определять иллокутивную функцию высказываний на материале высказываний со сходной структурой, но с разными иллокутивными функциями.
    Задание студентам: Определите, каким речевым актом является каждое из этих высказываний.
    1. Вы можете оставить здесь свои вещи, у нас тут большой штат гардеробщиков.
    2. Вопрос к руководству клуба по обеспечению безопасности болельщиков и правовому обеспечению на гостевых матчах. Что на это вы можете ответить? Шагинян. На это ответить можем только одно.
    3. Работает клуб болельщиков. Вы можете туда приходить, там регистрироваться, получать карточку болельщика и с этой карточкой вы можете получить билет на матч, который состоится во вторник.
    4. Каждый пучок крепко перевязываем в нескольких местах через равномерные промежутки — от этого зависит красота и аккуратность будущей вещи. Можете положить перед собой рейку с нанесёнными через нужный промежуток метками, а затем укладывать растения вдоль неё и связывать в местах напротив меток.
    5. Вы не можете иметь армию, в которую попадает примерно тот же социальный контингент, что в тюрьму, и надеяться, что в ней будут царить нравы, отличные от лагерных.
    Ответ: (1) – предложение, (2) – вопрос, (3) – сообщение (информирование), (4) – совет, (5) – утверждение.

Обучающий корпус удобно использовать при преподавании курса «Методика преподавания русского языка в школе», а также при преподавании в средней школе самих предметов «Русский язык» и «Литература».

Обучающий корпус специально ориентирован на преподавание словесности в средней школе как по отбору текстов, так и по морфологической разметке. Это корпус со снятой омонимией (см. раздел 4), грамматическая информация в котором соответствует современной школьной программе. Помимо стандартной грамматической разметки, Обучающий корпус предоставляет возможность поиска по следующим параметрам (рис. 7.3.1):

  • склонение существительных
  • спряжение прилагательных;
  • разряды существительных;
  • разряды прилагательных;
  • разряды местоимений;
  • разряды наречий.
Советы пользователю:
  • Войти в обучающий корпус удобно через ссылку «Обучающий корпус» в верхней строке страницы «поиск в корпусе».
  • Непосредственно со страницы поиска Обучающего корпуса можно войти в инструкцию, содержащую пошаговое описание простейших операций с Корпусом.
  • Чтобы задать поиск по «обучающим» параметрам, нужно войти в «грамматические признаки» (см. 5.4) и выбрать «Признаки 2». «Признаки 1» содержат стандартную для всего Корпуса разметку.
  • Чтобы задать поиск по параметрам из «Признаки 1» и «Признаки 2» одновременно, следует, установив нужные признаки первого типа, перейти в другое окошко, не нажимая кнопки «ОK». Кнопку «OK» следует нажимать только после выбора всех необходимых признаков в обоих окошках.
Рис 7.3.1. Выбор обучающей грамматической информации в Обучающем корпусе
Пример 7.3.1. Разряды местоимений
Вид работы: Индивидуальная работа студентов с Корпусом.
Дисциплина: «Современный русский язык. Морфология».
Тема: Местоимение. Разряды по грамматическим особенностям и по значению.
Цель упражнения: Отработать умение определять грамматический и семантический разряд местоимений.
Задание студентам: Найдите в Обучающем корпусе по одному примеру для местоименных существительных и прилагательных каждого семантического разряда. Определите, в какие семантические разряды входят только местоименные существительные? Только местоименные прилагательные?
Пример 7.3.2. Существительные только с множественным числом
Вид работы: Индивидуальная работа студентов с Корпусом.
Дисциплина: «Методика преподавания русского языка в школе».
Тема: Обучение морфологии на уроках русского языка.
Цель упражнения: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом продемонстрировать будущим преподавателям удобство использования Корпуса для составления упражнений и отработать тему «Преподавание морфологии существительного в школе»
Задание студентам: Используя Обучающий корпус, выберите предложение для анализа морфологических особенностей существительных школьниками шестого класса, содержащее хотя бы одно существительное, имеющее только множественное число.
Методический комментарий: При выполнении этого задания студенты должны не только найти предложение с подходящими существительными, но и проследить, чтобы содержание предложения было понятно детям среднего школьного возраста. Для этого надо осуществлять поиск по правильно выбранному подкорпусу, например, «Сказки» или Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
Вариант ответа:

Вынимает он перстень зверя лесного, чуда морского из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери — и не стало её в ту ж минуточку, со всеми ее пожитками.

Рис 7.3.2. Результат поиска в Обучающем корпусе существительных, имеющих только множественное число, на подкорпусе «Сказка»

Синтаксический Корпус является наиболее специализированной частью Корпуса: чтобы его использовать, нужно ориентироваться в синтаксической теории Московской семантической школы. Выстраиваемые Корпусом синтаксические деревья интересно анализировать в рамках различных научных спецкурсов, таких, как «Лингвистическая семантика», «Синтаксическая семантика», «Методы и идеи Московской семантической школы», «Лингвистическая модель Смысл-Текст».

Синтаксический корпус содержит тексты, снабженные морфо-синтаксической разметкой: для каждого предложения задана его синтаксическая структура. Эта структура представляет собой дерево зависимостей, в узлах которого стоят слова предложения, а ветви помечены именами синтаксических отношений. Используемое в корпусе представление о синтаксической структуре предложения восходит к лингвистической модели «Смысл ⇔ Текст» И.А.Мельчука и А.К.Жолковского и было выработано в Лаборатории компьютерной лингвистики Института проблем передачи информации РАН.

Рис. 7.4.1. Дерево, построенное Синтаксическим Корпусом для предложения «Таких примеров можно привести много»

Диалектный корпус в том виде, в котором он существует в настоящий момент, вызывает очень много дискуссий, связанных с научной оценкой предложенной в нем морфологической и лексической разметки форм. Возможно, в течение некоторого времени эта разметка будет пересмотрена. Поэтому в настоящее время пользователи, обращающиеся к Диалектному корпусу, должны действовать очень аккуратно, самостоятельно пересматривая предложенную в нем разметку интересующих их форм с тех научных позиций, из которых они хотят исходить.

Диалектный корпус удобно использовать при преподавании курса «Русская диалектология», а также возможно использовать его в курсе «Современный русский язык. Лексикология» при изучении темы «Классификация лексического состава языка с точки зрения сфер, ограничивающих употребление лексических единиц: диалектная, профессиональная, жаргонная лексика».

Диалектный корпус отличается тем, что в нем можно осуществить поиск слов (любых или с выбранными характеристиками), обладающих специфическими диалектными морфологическими особенностями. Предусмотрены такие виды поиска:

  • нестандартная флексия (девчонкими);
  • другая флексия (соседы);
  • нестандартная форма-ся (поднялася/-си);
  • наличие / отсутствие ся (гоститься ‘гостить’);
  • склоняемая частица (парень от);
  • стяжённая форма прил. (хорошу);
  • формы числа(польта);
  • отличие в роде (всю лето);
  • наличие префикса (взамуж ‘замуж’).

Также предусмотрен поиск диалектных лексем (см. пример и рис. 7.5.2).

Диалектный корпус находится в стадии разработки, поэтому в нем представлены лишь отдельные регионы.

Советы пользователю:
  • Войти в диалектный корпус удобно через ссылку «Диалектный корпус» в верхней строке страницы «поиск в корпусе».
  • Создав подкорпус, можно выбрать место записи и тематику диалектного текста.
Пример 7.5.1. Стяжение окончаний прилагательных
Вид работы: Индивидуальная работа студентов с Корпусом.
Дисциплина: «Русская диалектология».
Тема: Диалектные особенности формообразования прилагательных.
Цель упражнения: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом и последующего обсуждения ее результатов на семинарском занятии отработать тему «стяжение гласных в окончаниях прилагательных в результате утраты интервокального й»; предложив студенту доказать научный тезис, смоделировать научную работу студента на диалектном материале.
Задание студентам: Используя данные диалектного корпуса, докажите, что стяженные формы прилагательных варьируются с нестяженными.
Методический комментарий: Такого рода задания, как правило, способны выполнить очень немногие, так как студентам трудно самостоятельно разобраться в том, как можно доказать научный тезис. В данном случае достаточно найти в диалектном корпусе примеры стяженных форм прилагательных, сосуществующих с нестяженными в одном тексте, и показать на других примерах, что эти нестяженные формы в других текстах могут использоваться как стяженные.
Вариант ответа:

Во льду… долбили лёд топором, и вот высекли пролобу, натаскали воды, така бочка бочка большая была у старушки, она нас крестила, Евдокия. [А.Л. Мороз [запись]. Религия. Молитва (Архангельская область) (2007)]

Здесь стяженное така сосуществует с нестяженным большая. Пример текста со стяженной формой прилагательного большой:

У кого, говорят, впереде весь живот, дак мальчик родится, в боках больша-девочка, так старушки определяли ведь. [А.Л. Мороз [запись]. Поверья, связанные со смертью и со скотом (Архангельская область) (1997)]

Рис 7.5.1. Результат поиска в диалектном корпусе глагольных диалектных лексем
Пример 7.5.2. Диалектная лексика
Вид работы: Индивидуальная работа студентов с Корпусом.
Дисциплина: «Современный русский язык. Лексикология».
Цель упражнения: В процессе индивидуальной работы студентов с корпусом и последующего обсуждения ее результатов на семинарском занятии сформировать умение выделять в недиалектных текстах диалектную лексику и определять причины ее использования.
Задание студентам: Просмотрите примеры из Диалектного корпуса, включающие диалектные лексемы, выпишите 5 любых лексем, укажите часть речи, определите их. Проверьте, встречаются ли они в недиалектных частях Корпуса, выпишите соответствующие примеры и определите, в каком качестве диалектная лексема была использована в недиалектном тексте.
Методический комментарий: Если нужно, чтобы у каждого студента были собственные примеры, можно раздать индивидуальные задания, например: «выписать 5 служебных слов», «выписать 5 местоимений», «выписать 5 существительных женского рода» и др.
Вариант ответа:
1.Провинок (сущ.) – провинность. Недиалектные употребления отсутствуют.
2.По-за (предлог) – синонимичен литературному «за». В корпусе используется в текстах Астафьева с целью воспроизвести нелитературную речь.

Где-то за пакгаузом, за технической будкой, почти по-за станцией, мы сидели на запасных, рядком сложенных рельсах и, целуясь, плакали. [Астафьев Виктор. Веселый солдат // «Новый Мир», 1998]

Рис 7.5.2. Запрос для поиска в Диалектном корпусе прилагательного «большой» в стяженной форме

Корпусный словарь неоднословных лексических единиц (оборотов) предназначен для быстрого поиска в Корпусе лексических единиц, состоящих из нескольких слов, входящих в этот словарь, а также содержит статистику для этих единиц. Он включает следующие единицы:

  • Обороты в функции предлога (например, без ведома, в адрес, в духе, в конце, в отличие от, по образу и подобию, судя по, через призму и др.)
  • Наречные и предикативные обороты (например, абы где, баш на баш, без устали, будто ножом по сердцу, буква в букву, с божьей помощью, щека к щеке и др.)
  • Вводные обороты (например, а то нет, видит бог, во всяком случае, кстати о птичках, паче чаяния, честно сказать, ясный перец и др).
  • Обороты в функции союза и союзного слова (например, а не то, все одно как, добро бы, как будто, нет бы, с тем чтоб, чем-чем а и др.)
  • Обороты в функции частиц (например, ан нет, всего-навсего, да ладно, не так чтобы, нет-нет да и и др.)

Корпусный словарь неоднословных лексических единиц очень удобен при работе с морфологией или семантикой, особенно при изучении служебных частей речи, в научных или учебных целях, а также при составлении орфографических упражнений на правописание «вместе-раздельно» и при составлении пунктуационных упражнений на пунктуацию при вводных оборотах и частицах. Его удобно использовать при преподавании курса «Современный русский язык. Морфология», спецкурсов, связанных с семантикой служебных или дискурсивных единиц, а также при преподавании курса «Практическая грамотность».

Войти в Корпусный словарь неоднословных лексических единиц удобно через ссылку «Обороты» в основном боковом меню (см. рис. 8.1).

Рис 8.1. Основная страница Корпусного словаря неоднословных лексических единиц (оборотов)